ciowafal

04.02
06:18

Парсифаль Российской империи


Боюсь, что читатель, привыкший к сегодняшнему сверхобилию информации, и потому выработавший привычку как можно быстрее фильтровать «зёрна от плевел», решивший составить представление о книге лишь по вступительному, столь напыщенному и пафосному тексту, который редакторы, из лучших, конечно же, побуждений, поместили на авантитульную страницу, с чувствами презрения вернёт её на полку, выставив ей ярлык «ещё одного теософского мракобесия». Когда же наши уважаемые издатели поймут, что слоганами из разряда "знание ангельское", «поистине мать всех наук" и «К самому Адаму» они только отпугивают читателя!Действительно, в нашем отечественном не только политическом, но и, похоже, духовном предреволюционном хаосе, царившем в начале 20 века, беспрецедентном разгуле тайных «эзотерических» обществ всех мастей, шабашах медиумов и визионеров-экстатиков, повсеместно устраивавшимися «месмерическими сеансами» и повальным увлечением оккультным индийским импортом мадам Блаватской, фигура В. Шмакова – настоящий светоч. Его жизнь и работа заслуживают отдельного рассказа на целый биографический труд.Раскрыв же «Книгу Тота», мы обнаруживаем попытку хоть как-то упорядочить вышеописанный хаос и бедлам путём неспешного обсуждения, категоризации, подробно и начиная с самых азов, основных понятий философии мистицизма, а также их генезиса и дальнейшей эволюции в истории мысли.Книга поделена на главы, каждая из которых соотнесена с одним из больших арканов Таро, причём, иногда, порой весьма искусственно. Но обстоятельность, с которой автор подходит к обсуждению материала поражает: текст пестрит невероятным количеством цитат из оккультных, религиозных, философских трудов как современников, так и мыслителей, пророков и мистиков различной степени древности. Географический размах также впечатляет: тут и античная, и средневековая философия, и каббала, и суфизм, и гностицизм, не говоря уже о древнеегипетских, ведических и зороастрийских источниках. Среди цитируемых оказался даже Лао-цзы, знакомство с которым, по тем временам, было показателем большой эрудиции.То издание, с которым посчастливилось познакомиться мне, содержало, к тому же, тексты приводимых цитат на латинском, арамейском, иврите и других языках, что только усиливало впечатление научного характера изложения. Действительно, автор на протяжении всей книги сохраняет холодный разум непредвзятого исследователя и историка, он не бросается направо и налево громкими и, в общем-то, пустыми словами, вроде «окончательная истина», «божественный свет», «великие посвящения», которыми грешили злоупотреблять его более «аффилированные» коллеги по цеху.Надо признать, что В. Шмаков использует цитаты именно для иллюстрации собственных гипотез и предположений, а не наоборот, в отличие от, скажем М. Холла, у которого часто бывает, что мысль сама «притянута за уши» к авторитетному изречению. С его мнениями можно спорить, можно не соглашаться, но это ничуть не убавляет их оригинальности.Спектр вопросов, затронутых в книге, также очень широк. Как базис для своих рассуждений, автор, в соответствии с западной традицией, избрал герметизм и неоплатонизм с их специфическим взглядом на проблемы теодицеи, духовного развития, диалога между относительным и абсолютным. Много внимания уделено общефилософским вопросам, метафизике, особенно проблемам бинеров, тернеров и кватернеров, эманации Бога, диалектике единого и множественного, да и огромному количеству других вещей, занимавших умы масонов и розенкрейцеров, рассказывать о которых не хватит и книги, в связи с чем автор развил далее свою систему в не менее монументальном отдельном сочинении «Основы пневматологии».Хотелось бы ещё отметить, что он также обладал хорошим художественным вкусом, так как текст к каждому из арканов предваряет небольшое, но красочное, наполненное символами и знаками описание главных действующих фигур и лиц, их одежд, поз, жестов, будь это величественный Император, задумчивый Отшельник или не замечающие часов Влюблённые. По сравнению с их детальностью и насыщенностью подсмыслами марсельское Таро выглядит просто детской мазнёй. Воображение рисует восхитительные картины, оформленные в виде гравюр А. Дюрера… и остаётся только сожалеть, что ув. В. Шмаков обладал талантом слова и мысли, но не кисти!
Парсифаль Российской империи


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки